RealD идет на смену прочим трехмерным форматам

Посмотрел фильм в новом киноформате. Всякий раз, когда кажется, что зрителей в кинотеатры не вернуть, индустрия выдает какой-нибудь новый вариант просмотра кино. После трехмерности звука и видео, казалось бы дальше некуда, но что-то еще осталось незадействованным в предыдущих случаях: кресла, мобильники... Плюс новые технологии трехмерности.
В подмосковном «Каро Vegas 22» есть залы стандарта LUXE: A RealD Experience. Под этим брендом объединяются большие сверхъяркие экраны для плоских и трехмерных изображений, системы трехмерного звука и кресла, которые передают вибрацию в зависимости от действия на экране.
Перед началом фильма можно поиграть в эрудита с помощью мобильного приложения Timeplay. Вай-фай в зале и названное приложение бесплатны. На большой экран кинотеатра транслируется викторина по мотивам грядущего просмотра, а мобильником можно давать ответы. За три первых места дают какие-то призы.
(Хотя дальность вай-фая — примерно 50 м, он, к сожалению, не добивает до «Шато дэ Вэссель», который находится на том же этаже — вот какие просторы в ТРК Vegas в Крокус Сити).

Турбо-кресла занимают всего два ряда. Остальные обычные.

Технология LUXE: A RealD Experience — впервые в России, хотя доступна и в нескольких других окраинных кинотеатрах Каро. Когда этот формат был представлен несколько лет назад на выставке в Барселоне, Каро Фильм тут же заключила контракт (сначала — даже анонимно для прессы, чтобы получить фору перед возможными конкурентами; но таковых пока не нашлось).

Сколько стоит такое удовольствие? Раскладка на моем сеансе: очки 60 руб (покупаются один раз, можно в следующие посещения приходить со своими) + доплата за турбо-кресла 50 руб + билет на кино нового формата 580 руб, что несколько дороже стандартной цены.

Пытаюсь знакомиться с новинками эволюции форматов кинопоказов (как удается, без фанатизма).

Во времена СССР мальчиком сходил на стереокино в кинотеатр «Октябрь». Там такое объемное кино крутили аж с 1967 года. Мне попался фильм про природу. Летали какие-то бабочки прямо перед очками. Не впечатлило.

Тогдашние афиши звали и в «Круговую панораму ВДНХ». В СССР той рекламе не поддался. А в новые времена благодаря Никите Корзуну, устроившему в 2013 году персональную выставку в здании этой круговой панорамы, посмотрел фильм на все 360 градусов про Байкало-Амурскую магистраль.

В 2003 году ознакомился с форматом IMAX (не трехмерным).

В январе 2011 «Самый лучший фильм 3D» представил в Атриуме Гарик Харламов. Про технологию трехмерности говорили, что там просто цифровой вариант древней системы, как в кинотеатре «Октябрь». Да и цвет стекол очков навевал на подобные мысли...

Экспериментировал и с особыми креслами, и с местами для поцелуев, и попытками смотреть кино, лежа в постели кинотеатра.
Но это я отвлекся. Вернемся к RealD в подробностях.

В технологии RealD 3D используется круговая поляризация света. Эта технология подобна IMAX с той разницей, что круговая поляризация вместо линейной позволяет сохранять стереоэффект и избегать двоения изображения при небольших боковых наклонах головы.
Проектор попеременно проецирует кадры для каждого глаза — по часовой стрелке для правого глаза, против часовой — для левого. Для этого перед объективом проектора установлен светофильтр, в котором попеременная циркулярная поляризация происходит благодаря «слоеному пирогу» из поляризационного и жидкокристаллического светофильтров. Очки с противоположной круговой поляризацией обеспечивают видимость каждым глазом только своей части стереопары вне зависимости от наклона головы зрителя. В 3D-кинотеатрах каждый кадрик стереопары проецируется трижды, что по сравнению с обычной частотой проекции — 24 кадра в секунду — дает утроение частоты до 72 кадров в секунду, предотвращая мерцание. В результате получается изображение, комфортное для восприятия.

Основной проблемой поляризованных 3D-систем становится потеря яркости. Поляризационный фильтр, находящийся перед проектором, поглощает половину исходящего света, вызывая потери яркости на экране. Кроме того, технология предъявляет высокие требования к экрану. Прежде всего, экран не должен менять поляризацию падающего на него света, в противном случае происходит разрушение стереоэффекта. Чтобы этого избежать, в RealD используются дорогостоящие экраны с серебряным покрытием. Вместе с чрезвычайно высокой стоимостью лицензии это стало одним из главных недостатков технологии, ограничивающей ее распространение. Кроме того, посеребренные экраны ухудшают восприятие «плоских» фильмов.

Зато для просмотра стереоизображения используются «пассивные» (т.е. не имеющие электрических компонентов) и сравнительно недорогие (около 1€) очки, которые можно оставлять зрителям в качестве сувенира.