«Титаник: как это было. Погружение в историю»

Меня привлекает тема смерти, и вот я побывал на выставке, которая возвращает посетителей на борт круизного парохода, который был наказан Богом за гордыню его создателей. Британский пароход компании «Вайт Стар Лайн», второй из трех пароходов-близнецов типа «Олимпик», столкнулся с айсбергом и затонул в 2:20 ночи в северной Атлантике. На борту находилось 1309 пассажиров и 898 членов экипажа. Из них спаслись 712 человек, погибло 1495. Популярности крушению добавили фильм Джеймса Кэмерона (2001) и расследования, которые проводят ученые, сомневающиеся, в том, что айсберг стал неизбежной причиной гибели «Титаника».

И вот на выставке реконструированы детали его знаменитых интерьеров.
На полу одного из залов лежал линолеум, что по тем временам было шикарно.



Питание в ресторане Ritz было доступно с 8 утра до 11 вечера ежедневно, и столы были всегда полностью забронированы. Было множество столиков на двоих, и при желании можно было найти такой столик в уединенном уголке. Этот тот самый ресторан, что показан в фильме.

В одной из частей зала воссоздана гостиная каюты люкс-класса — копия каюты семьи Штраус. В люксе были каюты одиннадцати стилей, хочешь стиль Людовик XVII, а хочешь стиль Людовик XIV… Билеты ценой от 15 тыс. руб до 2б5 млн. руб, но в основном тысяч за 60. Представители высшего общества на корабле переодевались в новые платья каждые два часа.

Не оставлены без внимания и каюты пассажиров попроще. Третий класс там по комфорту не уступал второму классу других кораблей, но выигрывал в цене.

Знаменитая парадная лестница. Здесь назначались встречи.



Стена одного из залов выполнена как котельное отделение судна.



Уголь использовался самый дорогой, малоискрящийся.

Пожалуй, одним из самых красивых мест запомнилась палуба, на которой можно любоваться бутафорским небом и слушать плеск воды.

В зале со штурвалом мы должны были увидеть айсберг, и к нашему приходу он не растаял, но был накрыт тряпочкой.

В зале скорби играет музыка, та самая, которую в последний раз играл местный оркестр из восьми человек, она называется «Ближе к Богу».
Оркестранты все-таки совершили подвиг смерти «за други своя». Они играли, ободряя обреченных. Музыка вселяла надежду на спасение. Музыканты с самого начала приняли решение, что они покинут корабль последними. Они надели спасательные жилеты, но так и не попытались занять места в шлюпках. Руководитель оркестра сказал: «Только музыка может побороть страх тех, кто борется за жизнь и облегчит муки тех, кто обречен на смерть», и музыканты продолжали играть. Ярко освещенный «Титаник» медленно уходил под воду. Когда вода затопила салон первого класса, оркестр перешел на шлюпочную палубу, где было наибольшее скопление пассажиров и продолжал играть. Они неутомимо играли мелодии, которые раньше поднимали настроение, а теперь помогали преодолеть гнетущее чувство страха. Понимая приближение гибели, руководитель оркестра подал знак. Смолкли звуки регтайма, и зазвучала мелодия одного из гимнов англиканской церкви «Ближе к Богу».

Табличка со шлюпки «Титаника». Сорвана в первую же ночь после прибытия в Нью-Йорк мародерами. Куплена в XXI веке коллекционерами по цене квартиры в центре Москвы.



Плохо оснащенные шлюпки, некоторые из которых управлялись женщинами, а в лучшем случае стюардами, смогли пережить эту ночь только потому, что море было спокойным. Это доказывает, что всемогущая рука Господа пощадила 711 из более чем 2600 людей, кто сел на «Титаник». Господь, вероятно, хотел пощадить еще большую часть и сделал так, что рядом проходило большое норвежское судно, с которого увидели ракеты «Титаника». Но норвежский капитан повел корабль мимо. Дело в том, что на «Титанике» были только белые и зеленые ракеты, а сигнал SOS принято было подавать красными ракетами. Вообще-то как раз в это время проходила перестройка морского этикета в сторону сигналов тревоги белыми ракетами, но не все еще в ней участвовали.

1 сентября 1985 года экспедиция под руководством директора Института океанологии в штате Массачусетс Роберта Балларда обнаружила место залегания «Титаника» на дне океана на глубине 3750 м. Расстояние между остатками носовой и кормовой частей «Титаника» — около 600 м. Останки корабля были обнаружены в 13 милях к западу от тех координат, которые «Титаник» передавал в своем сигнале «SOS».
В 1995 году Джеймс Кэмерон лично совершил более десятка погружений к «Титанику» на российских батискафах «Мир-1» и «Мир-2», находящихся на судне «Академик Мстислав Келдыш». Погружения различных исследователей продолжались и в новом веке. Можно было понаблюдать, что творится на океанском дне, где разрушаются легендарные останки. Там были найдены стафилококки, которые поедают металл. Поэтому эксперты дают неутешительные прогнозы для «Титаника»: через несколько десятков лет корабль может полностью исчезнуть.
После 2005 года было запрещено поднимать на поверхность какие-либо предметы с него. В рамках экспозиции есть зал, где как бы на песчаном дне моря набросаны предметы с затонувшего корабля. Выставку посетил наш подводник, исследовавший «Титаник», и сделал замечание, что устроители выставки зря разбили столько дорогой посуды: в реальности на дне она лежит почти вся целая.

Ну и конечно же, организаторы выставки не могли обойти вниманием фильм Кемерона. Для посетителей выставлены костюмы киногероев, Джека и Розы:
платье и и ночнушка героини,



а также простецкий наряд героя.



Плюс само «сердце Океана», которое, разумеется, придумано сценаристом, так как бриллиантов такой формы не бывает.



Главная «фишка» выставки в том, что каждый получает именной билет пассажира «Титаника». В конце экскурсии можно узнать, выжили ли эти персоны. А придя домой, ознакомиться с их судьбой в «Энциклопедии Титаника».

Нам с женой повезло — мы выжили.

Мой персонаж Paul Achille Maurice Germain Maugé, уроженец Парижа, житель Лондона, в момент крушения был 25-летним худощавым парнем и был приписан к ресторану «А ля карт» в качестве метрдотеля. В ту ночь он запрыгнул в шлюпку с трехметровой высоты, попал на пассажира и сломал две ноги. Кто может его обвинить? В той шлюпке вместимостью 60 человек был только 41 пассажир. И Поль кричал своему шеф-повару «Прыгай лучше!», но тот не смог запрыгнуть в шлюпку из-за того, что «был слишком толстым». А Поль Ашиль Морис Герман Може спасся. И мне это близко. В начале нынешней зимы, 7 декабря, на улице Палиха меня сбила машина, но благодаря моей великолепной реакции и худому сложению, я обтек ее корпус, как Киану Ривс уворачивался от пуль в «Матрице». Поначалу я думал, что вообще не получил урона, но на следующее утро обнаружил пустяковый перелом межреберного хряща…

Моя жена, второе имя которой Елизавета, получила билет 24-летней канадки Alice Elizabeth Fortune. Ее билет из Англии в Канаду стоил 263 фунта, то есть 23 670 рублей на сегодняшние деньги. 12 февраля она сидела на веранде отеля Sheapheard в Каире, когда к ней подошел местный гадатель, который предупредил ее: «Вы в опасности каждый раз, когда путешествуете по океану, ибо я вижу Вас брошенной на произвол судьбы в открытом море на беспалубном судне. Вы потеряете все, кроме жизни». Некто Вильям Слопер, который присутствовал во время этого разговора, писал в своих мемуарах, что Элис дала прорицателю денег «и маленький человек исчез в кишащей толпе».

Элис Элизабет Форчьюн была не единственной дамой из первого класса, которая получила африканское предсказание насчет грядущей катастрофы.
Мисс Эдит Луиза Розенбаум (Эдит Расселл), пассажирка первого класса, возвращалась в Америку из Парижа, где проходил показ мод. Она написала через 22 года после крушения про то, что в тот же 1912 год случилось с нею в Алжире: «Будь я от природы суевернее или доверяй я своим инстинктам, которые весьма сильны, я бы никогда не отправилась в путешествие на «Титанике» из Шербура в Нью-Йорк 10 апреля 1912 года. В январе в Бискре (Африка) арабская гадалка предсказывала мою судьбу по песку и подняла в изумлении руки, говоря: «Мадам попадет в очень серьезную катастрофу на море». Я, естественно, не поверила этому, но месяцы спустя, ощутила непреодолимое чувство беды».

Кстати, Эдит оставила очень подробные записки, вот наиболее колоритный кусок: «В 2:10 с верхней палубы выпустили зеленые ракеты: это был последний призыв о помощи и милости. В 2:20 я увидела, как зеленый свет полностью исчез. Корабль был полностью освещен, напоминая один из наших небоскребов. Корма его поднялась, а потом он словно нырнул; погрузился носом с такой скоростью, что я подумала, что он может выскочить в другой части океана».

Вот такая выставка. Даже не знаю, понравилась мне она или нет, хотя больше всего интересуюсь темой смерти. Но скажу точно, что создатели экспозиции сработали по максимуму. Свои места заняли более трехсот предметов, относящихся к теплоходам «Олимпик», «Титаник» и «Британик»; представлена степень комфорта пассажиров трех классов и команды. На выставке есть даже задник в виде звездного безлунного неба, которое было в момент крушения.
Создатели вытащили на свет всё, имеющее отношение к теме, кроме конспирологии, которой много накопилось вокруг гибели «Титаника». Но конспирологии место в телевизоре или Интернете, а вовсе не на выставках с дорогими билетами.

Источник